Если ты уже спланировал маршрут и сидишь на чемоданах
Если тебе есть о чем рассказать и у тебя много впечатлений

Новый год в Карпатах. Верховина

Так уж сложилось исторически, что любимый праздник Новый год уже не первый год подряд мы празднуем не дома.   Мы собираем друзей и стараемся уехать подальше от надоевшего за целый год города.

Карпаты были выбраны без колебаний. Правда выяснилось, что вместо восьми нас едет четверо, но и в этом можно было увидеть свои положительные стороны – четверым найти жилье на Новый год гораздо легче, чем восьмерым :).

Перерыв весь интернет в поисках информации, был составлен длинный список частных домов, пансионатов и гостиниц. Ни разу не бывав в карпатских горах, представление мы имели о них только понаслышке, поэтому руководствовались в основном советами знакомых и отзывами бывалых с форумов. Но вот выбирать, как оказалось, не пришлось. Уже за месяц до красной даты все места в частных домах были забронированы, а места в гостиницах выкуплены турфирмами и предлагались втридорога. Нам повезло договориться с неким Дмитрием Ивановичем о 3х-комнатной квартире в центре Верховины с 3х-разовым питанием за 110грн. с рыла. Я бы даже сказала очень повезло.

Начался наш путь поездом Киев – Ивано-Франковск. Надо отметить, что билеты брали за три недели, чтобы наверняка. Поезд был забит до предела, сейчас становится все более популярным отмечать новогодние дни в закарпатье – дешевле, чем за границей, но не менее интересно. В Ивано-Франковске нас ждала маршрутка, модель коих на дорогах Киева стараются не выпускать на длинные дистанции – старая разбитая Газель. Погрузились, поехали. Ехали ровно 3 часа, за которые нас успели обогнать еще 2 машины того же направления, учитывая то, что от Ивано-Франковска они уходят с промежутком около часа :) Ну да ладно, попутчики попались развеселые, скучать не пришлось. По договоренности с Дмитрием Ивановичем, примерно за полчаса до места назначения мы должны были ему отзвонить, чтобы нас кто-нибудь встретил и отвел домой. Встретил нас то ли сын, то ли сват, не помню, зато вникнув поглубже в их способ существования, мы прозрели. Туристический бизнес там плотно связывает всех родственников вплонь до пятого колена. У кого-то сауна с прокатом, кто-то таксует, кто-то сдает жилье, и, попав в лапы одного из членов семейства, будьте уверены, «пойдете по рукам» остальных :).

Немного о самой Верховине. Это районный центр, расположившийся на берегу Черного Черемоша среди гор. До 1963г. он назывался Жабье. Говорят, что первым поселенцем здесь был человек по имени Жабка, который и основал деревню. Городок сам по себе невелик, на машине его можно пересечь за 15 минут. Есть 2 трассы, состояние которых можно описать как неудовлетворительное. Подъемники (есс-но бугеля) работали по неведомому никому графику, один на горе Пушкарь, второй на горе Запидки, а о таком агрегате как ратрак там вообще и слыхом не слыхивали. Но мы народ в технике катания не искушенный, а только начинающий, поэтому главное, что эти подъемники там вообще были :)

Так как обещанного снега в нужном для катания количестве не выпало, плотно пообедав (а кормят местные хозяйки на убой), первым делом мы отправились осматривать окрестности, благо погодка стояла отличная.

Заприметив симпатичную гору прямо за нашим домом, решили подняться на нее по узкой тропинке среди смерек (карпатских елей). Ну что ту скажешь – горы прекрасны, воздух чистейший. Жалко только, что снега нет. Почти. Местами на вершине он все же встречался. Лезли мы все выше и выше и выыыыышееее! )), надеясь на полное отсутствие людских признаков… и что мы видим? Мы видим заборы, деревянные сараи, а заними обычные жилые домики! Все то же самое, что и внизу, но какое-то другое.. Внизу вроде как ПГТ с признаками современной цивилизации, а наверху типичная деревушка времен расцвета козачества. Слева пасутся овцы, справа пацанва катается на самодельных санках. Участки разделены между собой низкими деревянными заборчиками… Так как земельный вопрос у жителей стоит очень остро, из-за бесконечного ее деления склоны похожи на зебру. Как же эти люди, живущие наверху, ходят за продуктами, на работу? – задались мы вопросом. А вот так и ходят, по тропинке.

На гору мы шли конечно же не с пустыми руками. Новый год на носу как никак. Как раз недалеко от автостоянки развернулась небольшая ярмарка с сувенирами, продуктами и всяческой новогодней мишурой. Подошли к одним – петарды, лунточки, ко вторым, опять какие-то пукалки, спрашиваем – а есть что-то посерьезнее? Пошли, говорит. Завел в небольшую кладовочку за углом, а там..   артиллерийский ракетный склад! Затарились в общем серьезно.

На горе, расположившись в месте поудобнее, побезлюднее и пооткрытее, каждый начал доставать припасы петард, ракет и хлопушек со всех имеющихся карманов. Был бы снег – сошла лавина, встрясли мы горы изрядно. Аборигены в этот солнечный денек имели счастье внести в свои будни разнообразие, наблюдая в окна одуревших от резкого контраста городской суеты и горных ландшафтов четверых приезжих клоунов с мини-фейерверком.:).

Местное население живет в основном за счет туристов, ведь сюда во все сезоны приезжают люди, зимой – покататься на лыжах, весной – на байдарках, а остальное время просто полюбоваться природой и походить по горам. Поэтому и дерут с этих туристов по максимуму, видимо еще не привыкли к массовому их потоку. Убедились мы в этом   вечером, в баре. Захотелось по привичке попить пива за партией русского бильярда. Поймали таксиста и попросили отвезти нас в такое заведение. Таксист пожав плечами и ответив, что есть тут одно место, где и бильярд бесплатный для посетителей, повез. Остановились возле большой одинокой стекляшки под названием Пивоварня. О, так значит здесь еще и пиво свое варят! Зря надеялись. Типичный аклокоголический притончик, хорошо хоть с местной братвой не довелось встретится. Бильярд был, да, но с кривым столом и одним кием. Вторым кием играл паренек, заявивший, что освободит стол только, если мы заплатим ему за час игры (раньше мы выяснили, что бильярд бесплатный для посетителей). Нам не жалко, но как-то неприятно.
        Таксист Миша ждал нас у входа. Каково же было наше удивление, когда, доехав обратно в центр, мы захотели с ним расплатиться и услышали сумму в 2 гривны! Стало даже как-то неудобно. Это при том, что впоследствии (у Миши поломалась машина) нас возила сестра хозяйки за двадцатку! Вот такие ценовые контрасты.

Расслабляться перед предстоящей тяжелой праздничной ночью было решено в местной сауне. Сауна находится в доме у родственника нашей хозяйки, того самого Дмитрия Ивановича, маленькая, еле влезли вчетвером, без бассейна, и с хитрым устройством душа.

Само празднование описанию не подлежит, ибо Новый год и в Африке Новый год. Пляски, фейерверки, шабаш на центральной площади города и т.п. и т.д.

В день перед отъездом решили все же покататься. Из Киева снаряжение не везли, понадеясь на местные прокаты. В итоге я осталась без сноуборда, пришлось напялить на себя лыжи и осваивать технику катания в лягушатнике у подножия горы. Ленка всю дорогу била себя в грудь, что будет нам в качестве инструктора, так как ездила 10 лет назад в Карпаты с классом и спускалась на лыжах "с самого верху". Посмотрев, как она бочком топает в лыжах по лягушатнику, все всё поняли и принялись обучаться самостоятельно :). На горе промышляет пацанва лет по 6-10, подрабатывая инструкторами. Едут рядом и показывают как правильно входить в повороты. На вопрос «почему вы не катаетесь с вершины» ответили «надоело уже, для разнообразия помогаем новичкам, да и копеечку заработать можно». Лично мне не помогло. Подровняв все заборы и пропахав лягушатник вдоль и поперек, мне это бесполезное кувыркание поднадоело и я уселась с глинтвейном поджидать остальных.

Хочу сказать, что, несмотря на вышеописанные события, отдых наш активным назвать можно только с большой натяжкой. Большее время мы ели, дома или в кафе, спали – после такой плотной еды невозможно не покемарить, и неспешно прогуливались по окрестностям. Короче отдохнули не только душой, но и телом :).

На обратной дороге убивали время, оставшееся до поезда, в Ивано-Франковской пиццерии Челентано и бродили по центру города.

Если б меня спросили – вернулась бы я еще раз в Верховину? Да - ответила бы я – но поздней весной. Потому что именно в это время там самый сезон байдарочных спусков по Черному Черемошу, а в горах цветут эдельвейсы :).